Художественная обработка фотографии: совершенствуем композицию

Всем привет. В этой статье по обработке я хочу уделить внимание коллажированию. Но коллажированию не обычному, в общепринятом его понимании, когда снимается объект, затем меняется фон, добавляются различные детали на фото - это несколько другой вид искусства – фотоарт. В данной статье речь пойдет только о фотографии.

Часто ли у вас получаются кадры, в которых тот или иной участок не нравится? Не возникает ли желания при просмотре отснятого материала, что вот бы эмоцию взять из этого кадра, а позу из этого, а ракурс из этого? Конечно, я сторонник того, что фотография должна быть снята сразу хорошо, чтобы обработкой её лишь немножко улучшить и подчеркнуть достоинства. Но иногда условия съёмки не позволяют сделать тот самый идеальный кадр одним кликом. Или нехватка места, или локация чуточку выглядит не так, как хотелось бы, или спешка, или просто не доработали с моделью. Кадр выложить хочется, но творческая душа стремится к более совершенной картинке. Вот тогда и начинаются игры в паззл: когда я собираю фотографию буквально по частям из соседних кадров. На самом деле такое бывает нечасто, но бывает.

Вот на примере этой фотографии и хочу рассказать, что и как я собирала в целую картинку, и главное, почему я это делала.

уроки фотошоп, фотошоп, обработка в фотошоп, курсы фотошоп, обучение фотошоп, уроки по обработке, творческая обработка, художественная обработка, ретушь, сказочные эффекты, обработка в плагинах, фотошкола, школа фотографии, photoshop, уроки photoshop, курсы  photoshop

Композиция

За исходный кадр, пожалуй, можно взять этот. Здесь мне нравится красивая изящная поза модели, ракурс, гармония с красивой веткой цветущей вишни. Кадры для коллажа взяты уже после базовой обработки в RAW-конвертере, где проведена небольшая свето и цветокоррекция: выбран параметр «Камера портрет» (Camera portrait) во вкладке «Калибровка камеры» (Camera calibration), вытянуты тени – ползунок тени (Shadows) вправо, приглушены света – ползунок света (Highlights) влево, небольшое тёплое тонирование в светлых участах и холодновато-пурпурное в тенях – ползунки во вкладке «Раздельное тонирование» (Split toning).

уроки фотошоп, фотошоп, обработка в фотошоп, курсы фотошоп, обучение фотошоп, уроки по обработке, творческая обработка, художественная обработка, ретушь, сказочные эффекты, обработка в плагинах, фотошкола, школа фотографии, photoshop, уроки photoshop, курсы  photoshop

Уже при съёмке я видела, что ствол дерева, красиво повторяющий изгиб фигуры девушки не входит в кадр. Горизонтальное кадрирование не спасает, потому что слишком большое расстояние между моделью и деревом смотрится некрасиво. Поэтому для начала я увеличиваю холст - просто кадрирую картинку в квадрат, выходя за рамки текущей фотографии, и фотошоп сам добавит холст до нужного мне размера. Затем открываю другой (горизонтальный) кадр, где дерево вошло в кадр полностью.

уроки фотошоп, фотошоп, обработка в фотошоп, курсы фотошоп, обучение фотошоп, уроки по обработке, творческая обработка, художественная обработка, ретушь, сказочные эффекты, обработка в плагинах, фотошкола, школа фотографии, photoshop, уроки photoshop, курсы  photoshop

Инструментом "перемещение" перетаскиваю его на мой исходник в нужное место, так, чтобы ствол был поближе к модели и протираю нужные места белой кистью в черной маске, как бы "проявляя" дерево на фотографии.

уроки фотошоп, фотошоп, обработка в фотошоп, курсы фотошоп, обучение фотошоп, уроки по обработке, творческая обработка, художественная обработка, ретушь, сказочные эффекты, обработка в плагинах, фотошкола, школа фотографии, photoshop, уроки photoshop, курсы  photoshop

Почему я не использую более широкий угол при съёмке, если вижу, что в кадр не влазит всё, что мне нужно? Ну, во-первых в данной ситуации это бы не спасло, так как ствол всё равно некрасиво далеко от модели. А во- вторых, сама картинка (ощущение объема, перспективы, боке, пластика, пропорции), которую дает длиннофокусный объёктив не идёт ни в какое сравнение с картинкой на 35 мм или даже 50 мм. Потому сразу на съёмке я вижу, как будет картинка выглядеть в итоге, и если это нужно, снимаю окружающую среду вокруг модели, чтобы "нарастить" впоследствии кадр.

Теперь немного о том, почему выбрана квадратная композиция. Сейчас очень много фотографий, снятых в квадратном формате. На самом деле у меня такой формат применяется далеко не всегда, а только когда оправдан композицией. В данном случае вертикальное кадрирование, как видно из исходного фото, не включает ствол, который мне очень хотелось вписать в кадр ввиду красивых форм и ритма с формами модели. Горизонтальное же кадрирование не позволяет включить красивую разлогую цветущую ветвь, которая создает совершенно другое настроение и восприятие картинки. Поэтому квадрат тут был компромиссом тому, что я смогла гармонично вписать в рамки кадра всё, что я хочу, и как я хочу.

На этом коллаж ещё не закончен.

С другого кадра я взяла лицо, где оно больше развернуто к зрителю, и «вписала» его на фото таким же методом.

уроки фотошоп, фотошоп, обработка в фотошоп, курсы фотошоп, обучение фотошоп, уроки по обработке, творческая обработка, художественная обработка, ретушь, сказочные эффекты, обработка в плагинах, фотошкола, школа фотографии, photoshop, уроки photoshop, курсы  photoshop

Ну и напоследок, мне показалось маловато шлейфа от платья и я его добавила ещё с одного кадра, точно таким же способом, протерев белой кистью в чёрной маске в нужных местах.

уроки фотошоп, фотошоп, обработка в фотошоп, курсы фотошоп, обучение фотошоп, уроки по обработке, творческая обработка, художественная обработка, ретушь, сказочные эффекты, обработка в плагинах, фотошкола, школа фотографии, photoshop, уроки photoshop, курсы  photoshop

Так как все кадры были сняты в одних и тех же условиях, то работы по их совмещению не так уж и много (несоизмеримо с тем, когда нужно добавлять то, чего в кадре не было, и нужно тратить много времени на подгонку освещения, цвета, чтобы выглядело натурально).

Недеструктивная техника обработки

Но даже при всём при этом иногда бывает, что по невнимательности где-нибудь да и пропустишь какой-то момент на участках стыковки кадров. А так как такое совмещение делается на самом первом этапе обработки фотографии, а пропущенный брак обычно замечается уже после многих других этапов (по закону подлости), то потом приходится исправлять это штампиком и прочими инструментами. Чтобы этого не делать я работаю в технике недеструктивной обработки.

Для этого слои в фотошопе (например, слои с разными кадрами, части которых я объединяла) я периодически сливаю в смарт-объект (выделить нужные слои, удерживая shift, и правой кнопкой мыши  - «преобразовать в смарт- объект»). Далее работаю, как обычно: все манипуляции, которые возможно, провожу только в корректирующих слоях, которые не затрагивают основную картинку. А когда нужно работать на основном слое с картинкой,  периодически снова сливаю их в смарт-объект. Это позволяет мне в любой момент при обнаружении "багов", сделанных на любом этапе обработки, вернуться в этот слой и легко исправить проблему, что также отобразится и на финальных слоях.

уроки фотошоп, фотошоп, обработка в фотошоп, курсы фотошоп, обучение фотошоп, уроки по обработке, творческая обработка, художественная обработка, ретушь, сказочные эффекты, обработка в плагинах, фотошкола, школа фотографии, photoshop, уроки photoshop, курсы  photoshopФинальные аккорды, цветокоррекция.

Инструментом "пластика" немного добавляю объёма причёске и придаю более плавные линии платью.
Остветитель и затемнитель (Dodge &burn) применяю для создания объёма в кадре и прорисовки деталей - модель немного осветляю, края кадра виньетирую, прорисовываю складки на платье, волосы, затемняю немного платье, где нужно проявить ажурную текстуру ткани, так как она на белом платье часто легко теряется.

Картинка у нас будет в схеме цветового сочетания, которая называетя "разбитое дополнение", то есть два противоположных цвета на цветовом круге, но один из них разбивается на 2 соседних. Цвета: жёлтый + салатовый+ розовый/пурпурный. Сделаю небольшую цветокоррекцию, чтобы привести фото к гармоничному цветосочетанию.

Работаю в корректирующем слое «Выборочная коррекция цвета». Зелёный цвет на фотографиях всегда идёт с большой примесью жёлтого, поэтому я обычно делаю его более чистым, свежим,  убирая жёлтые оттенки. Для этого просто уменьшаю жёлтый цвет в жёлтом цвете. Тем же корректирующим слоем добавляю немного мадженты (пурпура) и синего в чёрный и нейтральный цвета. Также, уменьшаю чёрный в чёрном цвете, другими словами, поднимаю точку чёрного. В белом цвете добавляю немного желтизны.

В корректирующем слое «Цветовой баланс» тонирую света в тёплые оттенки, добавляя немного  жёлтого и красного, а в тенях добавляю немного синевы и пурпура.

Скриншоты с цифрами, как я двигала ползунки, считаю, не имеют особого смысла. В каждой фотографии параметры разные, важно просто понять суть, зачем мы это делаем и каким инструментом.

Ну в целом, пожалуй, всё по данному кадру. Задачей данной статьи было не столько продемонстрировать саму обработку (она здесь вовсе не сложная), сколько показать, что не стоит сдаваться так просто, если условия съёмки не позволили вам снять кадр сразу так, как хотелось. Хотя, повторюсь, что стараться надо снимать хорошо с одного щелчка затвора.

уроки фотошоп, фотошоп, обработка в фотошоп, курсы фотошоп, обучение фотошоп, уроки по обработке, творческая обработка, художественная обработка, ретушь, сказочные эффекты, обработка в плагинах, фотошкола, школа фотографии, photoshop, уроки photoshop, курсы  photoshop

Данная статья была написана для уровня более-менее продвинутых пользователей Фотошоп. Полный курс обработке фотографий в Фотошоп, включая ретушь (разными способами), цветокоррекцию, художественную постобработку можно пройти в нашей фотошколе на специальном курсе "Фотошоп для фотографа от А до Я". На курсе вы узнаете не только методы и инструменты, как красиво обрабатывать фотографии, а поймёте основные принципы и направления, почему это нужно делать так (теория цветокоррекции, например), т.е. сможете применять полученные знания на любые свои фотографии.

Пока мы работаем только в рамках очной формы обучения в Киеве, но в перспективе проведение вебинаров по обработке фотографий, а также возможны индивидуальные уроки обработки по скайпу от наших преподавателей.

Статья и фото Татьяна Невмержицкая
(c) Фотошкола-фотостудия ФотоАЗ, 2015

Публикации статьи разрешены только с разрешения администрации сайта и с обязательной прямой ссылкой на источник.
Статья была написана для журнала Photocasa (публикация за июнь 2015 года).