Как создать хорошее портфолио начинающему фотографу - ч.2

В первой части статьи мы обсудили некоторые критерии успешного портфолио фотографа. Теперь давайте поговорим о том, где же взять эти заветные оригинальные и интересные кадры, с красивыми и эмоциональными моделями, с привлекательными образами.

Не думайте, что вам удастся сразу сделать себе шикарное портфолио на коммерческих съёмках. Да и чтобы эти самые коммерческие съёмки появились, сначала нужно хорошее портфолио с классными кадрами. В общем, замкнутый круг получается. Но решение есть, и не одно!

1)  Ассистирование опытному фотографу

Часто на съёмках даже опытный фотограф без ассистента, как без рук. Конечно, можно снимать самостоятельно и не всегда такой ассистент нужен ( например в студии) и даже может мешать, но часто без него просто не обойтись. Это и таскать уйму реквизита, и держать отражатель ( как вариант носиться со стойкой, вспышкой и фотозонтом), создавать ветер для волос, подбрасывать разные предметы и т.д. И т.п. Попробуйте напроситься ассистентом к опытному фотографу на его съемки. В обмен на вашу помощь, вы сможете сделать себе хорошие кадры и заодно поучиться в ходе съемки. Особенно, этот метод актуален для свадебных фотографов.

позирование, фотограф, модель, фотошкола, воркшоп, фотография, школа фотографии, фотопроект, портфолио, портфолио фотографа2) Собственные творческие съёмки 

Это так называемые TFP (time for print), когда и модель, и фотограф работают бесплатно ради хороших кадров. При этом условия распределения затрат могут быть разными, 50/50, или платит модель ( если ей нужнее и фотограф высокого уровня), платит фотограф (если фотографу нужнее и модель высокого уровня), в общем, как договоритесь.

Сначала, как правило, фотографы снимают обычные фотосессии, чтобы набить руку: прогулки, портреты, дети. В качестве моделей можно брать друзей, знакомых, родственников, искать в соцсетях в группах по тфп съемкам. В общем, вариантов и тематик для съёмок масса. Если вы хотите стать семейным и детским фотографом, предложите такую съемку своим друзьям/ родственникам/ знакомым с детками, чтобы потренироваться и получить заветные кадры.

Но вот в определенный момент вы наработали практику, достигли качественного результата и хотите снимать действительно классные цепляющие кадры, а не обычные и ничем не примечательные "масс- маркет".
А интересные кадры с красивыми образами требуют уже более тщательной подготовки.

Идея

Придумайте красивую идею, образ, сцену для съемки. Прочувствуйте настроение, которое должен передавать кадр. Сделайте зарисовку - эскизыи или сделайте словесное описание ( тогда легче будет передать вашу идею команде, чтобы она все ее прочувствовали и знали, на какой результат работают). Продумайте место, в котором хотели бы снять свою идею, цветовую гамму кадра (читайте статью о сочетании цветов) , свет, какой должен быть. Готово? Вы увидели картинку, которая должна получиться? Можете переходить к следующим этапам!

Выбор модели 

 
позирование, фотограф, модель, фотошкола, воркшоп, фотография, школа фотографии, фотопроект, портфолио, портфолио фотографа

Начинайте поиск и подбор модели, подходящей для реализации вашей идеи. Научитесь "видеть" модель в том или ином образе. Конечно, ваши модели должны быть красивы! Но помимо красоты, более важно отличать моделей, которые умеют выдавать эмоции, настроение в кадре от просто красивых, но везде с одинаковым лицом.

Где искать моделей? Существует множество сайтов-баз с моделями и фотографами, где можно зарегистрироваться и искать подходящие кандидатуры. Также есть тематические группы в соц. сетях, где модели и фотографы оставляют заявки на тфп съёмки.

Кстати, советуем вам обязательно подписывать с моделями релизы, даже если не собираетесь продавать эти фото на стоках. Проверено не раз, никогда не знаешь заранее, на какой съёмке снимешь свой шедевр и для каких целей вам может понадобиться этот снимок.

Поиск костюма

Конечно, хорошо если подходящая для реализации идеи одежда окажется у вас или у модели. Если нет - костюмерные в помощь, где можно взять костюм в аренду для фотосессии. Цены в киевских костюмерных варьируются от 100 до 500 грн за сутки аренды, в зависимости от сложности наряда. Также, обычно костюмерные берут залог от 400 до 2000 грн и паспортные данные, как гарантию возврата неповрежденного костюма. Иногда, новые, ещё не отснятые костюмы, можно также взять на условиях тфп - в обмен на хорошие фотографии.

Внимательно проверяйте состояние взятого напрокат наряда (или реквизита), чтобы вам потом не предъявили претензий и не взыскали из залога за порчу имущества, сделанную уже до вас.

позирование, фотограф, модель, фотошкола, воркшоп, фотография, школа фотографии, фотопроект, портфолио, портфолио фотографаСъёмочная локация

Интересная и подходящая локация - неотъемлемый атрибут классной фотографии. Для подборки подходящих студий можно воспользоваться этим сервисом. Интересные места для фотосессий в Киеве - поисковики в помощь, информации на эту тему много в интернете. кстати, именно об этом будет следующая наша статья, так как среди потока этой информации не хватает именно фотопримеров.

Если есть возможность, лучше предварительно съездить на разведку локации. Во-первых, местность выглядит совершенно по-разному в разное время года. Во-вторых, вы будете застрахованы от сюрпризов на самой съёмке, а таких сюрпризов часто возникает немало: перерытая на ремонт улица, затеянная стройка на заднем плане, зацвевшая вода на озере, куча припаркованных машин в нужном вам месте, введённое ограничение на фотосъёмку (или оплата), опавшие цветы / листья, на которые вы рассчитывали, закрытое на реконструкцию здание...

Визаж, причёска 
позирование, фотограф, модель, фотошкола, воркшоп, фотография, школа фотографии, фотопроект, портфолио, портфолио фотографа
Можно пробовать привлечь начищающего визажиста/парикмахера тоже на тфп условиях поработать для вашей съемки. Если они заинтересуются, вы можете рассчитывать на затраты в виде компенсации расходников в пределах 50-100 грн каждому мастеру. Если работать на обычных условиях, средняя рыночная стоимость макияжа в Киеве для фотосессии 300-400  грн, причёски 200-300 грн.

Для пленэрных съемок можно обойтись и самостоятельным марафетом (зависит от стиля и образа), но для студийных съемок с импульсным светом крайне рекомендовано воспользоваться профессиональными услугами. То, что выглядит хорошо при рассеянном дневном свете, может выглядеть просто ужасно при импульсном. Так что чем лучше и профессиональнее макияж, тем меньше вам работы, как ретушёру.

Этот путь к наработке своего портфолио, самый трудоёмкий и дорогостоящий (как по затратам финансовым, так и временным). Но также он и самый предпочтительный, потому что только в организованных самостоятельно съёмках вы можете выразить именно свою идею, передать свою атмосферу, сделать свой собственный (и фактически, и юридически) кадр!

Если у вас нет времени и возможности самостоятельно заниматься организацией творческих съёмок, существует хорошая альтернатива - воркшопы и фотопроекты - о них и поговорим в следущих пунктах.

3) Фотопроекты для моделей (с возможностью поучастовать в роли фотографа)

Организаторы (это могут быть фотографы, модели, стилисты, визажисты или просто организаторы) создают фотопроект для моделей, которые платят деньги за фотосъёмку. Заявляется определённая тематика фотопроекта с описанием стиля, реквизита, студии (если это студийный проект), костюмов. Приглашаюся все модели, желающие отсняться в данном образе (за определенную цену). По сути - это вариант обычной коммерческой фотосессии с разницей в том, что за счёт массовости (несколько моделей в один день) стоимость аренды реквизита, костюмов, животных можно "размазать" на всех моделей, сделав цену привлекательной и фотосессию более интересной, в то время как для индивидуальной фотосессии это обходится довольно недёшево и клиента найти непросто. На такие проекты часто приглашаются и фотографы за небольшие деньги (от бесплатного участия до 250 грн).

Преимущества участия фотографом в таких фотопроектах:

- возможность снять подготовленные образы за малые деньги, сэкономив время и деньги на организацию своей съёмки
- получить возможность лишний раз попрактиковаться и набить руку в съёмках

позирование, фотограф, модель, фотошкола, воркшоп, фотография, школа фотографии, фотопроект, портфолио, портфолио фотографаНо есть и недостатки:

- модели на таких проектах участвуют на коммерческой основе, а значит, как вам повезёт. Если удача улыбнётся, то попадётся красивая модель с хорошими навыками позирования и эмоциями. Но будьте готовы, что в основном это обычные девушки, часто довольно скованные по позированию и в особенности по эмоциональной составляющей. Существует мнение, что обычного человека (или начищающую модель) должен снимать профи-фотограф, и наоборот, начинающий фотограф должен снимать только классную модель с опытом, чтобы получился хоть какой-то результат. Тендем начинающий фотограф и "никакая модель"  - и будете иметь соответственный результат в итоге: зажатые безэмоциональные кадры и потерянное время.

Если на фотопроекте работает фотограф-хедлайнер, стилист или статик (который "выставляет" красиво модель), то это уже получше. Работу по постановке и "расшевелению" модели будут стараться делать они, по мере возможности. Но расшевелить эмоционально и красиво выставить получается далеко не всех моделей, тем более, что часто время на таких проектах для съёмки одной модели ограничено.

Данный недостаток не относится к фотопроектам детским и семейным: детки в большинстве своем непосредственны, эмоциональны и искренни. Но с детками тоже нужно уметь работать - там позирование, фотограф, модель, фотошкола, воркшоп, фотография, школа фотографии, фотопроект, портфолио, портфолио фотографасовсем иной подход в съёмке, чем со взрослыми, так что опытный фотограф среди участников вам будет только в плюс.

- после таких проектов обычно есть требование отдать определенное количество обработанных кадров. Это тоже своего рода оплата за "дешевое" (или бесплатное) участие. Но с другой стороны получается, что зарабатывает на моделях (и на фотографах) организатор, а фотографии при этом приходится делать вам.

- важный момент, как уже упоминалось, будет ли хороший профессиональный фотограф на фотопроекте, который выставит свет (если в студии) и в целом будет толково руководить съёмочным процессом. На сегодня такие фотопроект организовывают абсолютно все - и визажисты, и парикмахеры, и стилисты, и модели - так что вовсе необязательно, что среди организаторов будет и свой проф. фотограф. А если нет, то вы будете предоставлены самим себе и ещё толпе таких же начинающих фотографов. Не раз, например, наблюдали результат, когда просто шикарная работа стилистов (костюм, мейк, прическа) была напрочь испорчена паршивым светом и отвратительной работой модели.

- съёмка на фотопроектах (к категории воркшопов/мк из следующего пункта 4 этот недостаток тоже относится) - это всегда толпа фотографов (от 5-6 до 20 фотографов на проекте). Хорошо, если одновременно будет работать несколько моделей и можно будет поделиться, чтобы не всей толпой на одну модель. В любом случае, когда модель работает не только на вас, на каких-то кадрах будут руки/волосы/куртки других фотографов, ещё на каких-то модель будет "работать" взглядом на камеру соседа, также удобный ракурс занять сразу всем не удастся...Ну что поделать, такова плата за "готовенькое".

4) Фотопроекты, ориентированные на фотографов (воркшопы, мастер-классы)

Организатор обычно представляет интересы известного (или просто хорошего) фотографа. Такие воркшопы проводят некоторые фотошколы (в том числе и Фотоаз), а также организаторы мастер-классов украинских и зарубежных фотографов.

позирование, фотограф, модель, фотошкола, воркшоп, фотография, школа фотографии, фотопроект, портфолио, портфолио фотографаПреимущества участия в таких фотопроектах:

- более качественный подход к подготовке образов и кастингу моделей. Здесь нет потока моделей и моделей подбирается всего 2-3, максимально соответсвующих образу, часто среди профессиональных моделей, которые действительно умеют работать на камеру. Они красивы, они умеют позировать, и они, что самое главное, умеют выдать эмоцию в кадре ( в большинстве случаев, но и на старуху бывает проруха smiley)

Стилисты точно также работают над образами, но с разницей в том, что создают образы более целостно, подбирая под них подходящих во всех аспектах моделей, а не тех, кто просто хочет получить себе красивые фотки в таком-то платье и готов за это заплататить. Разницу вы почувствуете, вероятно, не сразу, но с опытом поймете, что она огромна!

-на таких воркшопах всегда есть обучающий момент. Особенно, если это заявлено, как мастер-класс. Будь-то фотошкола, или просто известный фотограф, проводящий мк, там всегда есть чему учиться - работе со светом, с постановкой кадра, с моделью. Если это воркшоп, то это происходит просто в процессе съёмки - вы смотрите и учитесь. Если мастер-класс, то обязательно должна быть теоретическая часть, где фотограф вам передаст свои знания.

Недостатки:

- цена обычно дороже, чем участие в фотопроекте, где платят модели. Разброс цен большой: от 400-500 грн за воркшоп от местных фотографов/фотошкол до 300 у.е. за мк (или даже просто воркшоп) от приезжего фотографа с именем. 

Авторство позирование, фотограф, модель, фотошкола, воркшоп, фотография, школа фотографии, фотопроект, портфолио, портфолио фотографа

Ну и последний момент, относящийся к любому виду съёмок, кроме придуманных и организованных вами же. Вопрос авторства фотографии. Не думайте, что если вы нажали кнопку, то вы стали автором этой фотографии. Де юре - да, де факто - нет! Такие кадры вы можете использовать в своем портфолио. Но с другой стороны, чтобы не получилось медвежьей услуги, если потом на самостоятельной съёмке вы попросту не сможете повторить с клиентом фотографию, где была использована сложная световая схема, выставленная ведущим фотографом на определенном МК.

Кроме того, одно дело - портфолио у себя на сайте или в соц. сети (о нем, собственно, и начался разговор в этой статье), а другое дело - выставление работ на фотосайтах или публикации в фотожурналах. Забавно наблюдать, когда фотографы-участники какого-то воркшопа, нажав лишь кнопочку и клацнув полностью придуманную и подготовленную картинку ведущим фотографом, пиарятся где только можно на фотосайтах, выставляя эти работы за свои. Ведь в кругах фотографа всегда всё знают, кем на самом деле был придуман и выставлен этот кадр, и ваши размноженные "копии" автора хороших эмоций не вызовут.

При этом нужно различать ситуации, когда вам просто подготовили модель и образ, а вы уже на локации самостоятельно придумываете ракурсы, работаете с эмоцией и позированием модели, в общем креативите и снимаете максимально свои кадры. Тогда они действительно ваши, целиком и полностью, без всяких зазрений совести. 

Но немного другое дело в ситуации, когда была придумана именно конкретная определённая идея (в основном это касается концептуальных, сложных, интересных идей), которую автор мастер-класса выставил и поставил "от и до", а вы только нажали кнопку. А если ещё и впоследствии была часть с обработкой и вы обработали этот кадр в соответсвии с инструкциями автора, то такой кадр, что бы вы не говорили, де факто не ваш. Используйте его в своём портфолио для привлечения клиентов (как упоминали выше), но не злоупотребляйте, пиарясь в фотосообществах.

Удачных всем кадров и хорошего настроения.

(с), 2015, Фотошкола-фотостудия ФотоАЗ
Использованы фотографии бэкстейджей с наших фотопроектов.