А давайте снимем панораму!

От многих студентов слышу частый вопрос:
"- А можно как-то не очень сложно погружаясь в тему, как можно проще снять более менее качественно панораму и сшить её обычными средствами, например в фотошоп?"
Конечно можно!

И здесь на примере недавно снятой панорамы мы разберём, как всё-таки немного заморочившись, но не сильно, снять вполне нормальную панораму.
Поэтому мы не будем в этой статье рассматривать такие сложные моменты, как поиск беспараллаксной точки для используемого объектива, фотоаппарата с помощью специальной штативной головки. Также не будем рассматривать сшивку панорам такими монстрами, как программа "PTGui Pro" или "AUTOPANO GIGA". На них надо отдельно учится работать. Нам для сшивки не сложной панорамы подойдёт стандартный "фотошоп" (здесь можно увидеть, какие есть разновидности специальных штативных головок)

Так, как мы всё делаем простыми средствами, то будем пользоваться обычным штативом с обычной шаровой головой. Но всё-таки эта голова должна уметь вращаться в одной горизонтальной плоскости. Далее по фото будет понятно, как это выглядит. Плюс к этому желательно чтобы на самом штативе присутствовал уровень, т.к. штатив сам по себе должен стоять ровно горизонтально. Это важно чтобы панорама не получилась кривой. А также важно установить сам фотоаппарат строго горизонтально.
Поэтому мы будем использовать специальный уровень (самый дешевый), который установится на сам фотоаппарат (см. фото ниже).

А ещё желательно иметь пульт управления камерой, ну или любую другую фишку, которая поможет нам не трогать лишний раз фотоаппарат руками во избежание шевелёнки (вай фай там всякий и т.д.). Также на зеркальных фотоаппаратах лучше установить функцию "предподнятие зеркала" (Mup).

И ещё один небольшой момент. Через камерный диоптрий тоже проникает свет в камеру и может влиять на экспозицию кадра. Поэтому во многих камерах есть возможность закрыть диоптрий. У меня в фотоаппарате это встроенная заслонка. У многих камер может на ремешке висеть резиновая заглушка.

Далее осталось определиться с местом и временем панорамы. Лучшее время, конечно, это утро, вечер, когда присутствует красивый боковой, прорисовывающий свет, а также менее контрастный, чтобы прорисовались и света и тени.
Но сейчас не об этом, а больше о технической стороне съёмки несложной панорамы. Итак.

Порывшись в интернете и выбрав место, на котором ещё не бывал, почистил оптику, подзарядил аккум на всякий случай т.к. есть ещё запасной. Сложил всё в кофр, закинул всё в машину и поехал. Правда, по времени не получилось чуть попозже поехать, поэтому солнышко ещё немного жестковато, но, в принципе, всё неплохо, как для тестового снимка. 

Ещё возник вопрос выбора объектива. Короткофокусным объективом совсем не хотелось снимать т.к.  задний план (ЗП) "улетает" очень далеко и становится довольно мелкий. Поэтому я раскопал свой портретник 85мм, f 1.4. Как раз это фокусное р-ние оказалось оптимальным для этого пейзажа, передавая его практически без искажений.

Место было выбрано не очень заезженное, но зато в нём присутствует много мелких, ровных деталей, которые иногда не очень хорошо соединяются. Всё-таки город - не природный пейзаж и требует чуть более точной работы.
(Параметры съёмки смотрите ниже.)

Как пример, эта панорама вообще снята мыльницей Canon G9 в три ряда по пятнадцать кадров и с рук. Сшита в фотошоп в авто режиме и всё собралось отлично. 
А вот с городом немного сложнее.

Оригинальный размер на выходе - 1м 70см Х 70см. И это на 12mp мыльницу. Висит на стене большая, качественная картина и радует глаз.

Для тех, кто хочет повторить путь и найти место, к которому я стремился в этот день, вот карта:

Проход между гаражами не очень то приметный

Наскальные росписи тоже забавны)))

  

Вид,открывающийся вдруг, поражает...

Определившись с местом установки штатива, отладили его по уровню. Помните, штатив должен иметь возможность вращаться в одной горизонтальной плоскости.

  

Если вы снимаете панораму в горизонтальной позиции фотоаппарата, то можно обойтись простеньким уровнем-заглушкой, как на первом фото. Но если камера ориентирована вертикально, что гораздо чаще применяется, чтобы захватывать пейзаж больше сверху, снизу, нам понадобится тоже недорогой, но более хитрый уровень. И, конечно, не забудьте об управлении камерой с пульта или чего-то подобного. (Тут бы пригодилась нодальная головка чтобы избежать всякого параллакса, но сильно близкого переднего плана (ПП) у меня не было, поэтому если и ожидался параллакс, то незначительный.)

  

Напомню, что все выставляемые параметры должны быть выставлены только вручную, дабы не захотели как-то переставляться самостоятельно. В частности, наведитесь на то, что вы считаете должно быть в оптимальной резкости или
на нижнюю треть кадра для немного большего ГРИП и отключите автофокус на объективе или на камере, или через меню вашей камеры (можете вычислять т.н. гиперфокальное р-ние для вашего объектива. Но мы же помним, что идём самым простым путём.)

 

Лучше установить функцию "пред поднятие зеркала" (Mup) дабы минимизировать "шевелёнку" (не касается беззеркалок). Настройте ваш фотоаппарат по яркости снимаемой сцены (экспозиции) начиная с диафрагмы. Нам нужна большая ГРИП,
поэтому диафрагма была закрыта до f10 (можно и больше, до f16, но некоторые объективы балуются дифракцией и на меньших диафрагмах, поэтому я остановился на f10 и т.к. снимаемые объекты находятся довольно далеко, они всё равно будут попадать в ГРИП).

Далее подстраиваем выдержку (получилась 1/60с) по той яркости, которая есть. Всё, конечно же, при минимальном ISO (у меня это 64) Главное не получить провалов в тенях и выбитых светлых областей (в оценке может помочь гистограмма. Не забудьте выставить предустановку баланса белого (ББ), я поставил по солнцу.

Осталось поворачивать на одно деление на шкале штативной головки камеру и нажимать на кнопку. Если нет шкалы, то придётся смотреть в диоптрий или на экран и поворачивать камеру, перекрывая предыдущий кадр следующим процентов на 25.

Когда я сделал один ряд панорамы, я наклонил немного камеру и снял нижний ряд панорамы. У нас получилось два ряда панно по 20 кадров (был снят ещё один ряд, но он не пошёл в панно, получился сильно кривым (т.к. наклон камеры уже был сильно большой) и мне просто не хотелось с ним возиться.)

Часто мы снимаем панораму в 5-7 кадров и в один, два или три ряда и этого достаточно, чтобы снять сюжет гораздо интересней, чем одним, хоть и "широким" кадром.

 

А далее его величество "ФОТОШОП".

Оригинальный размер панно 4468мм. Х 869мм.

Статья и фото: Александр Пичко